Поднятый со дна Ладоги грузовик ЗИС-5 отреставрируют и передадут музею в Кобоне

4 мая  16:28 Город

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Поднятый со дна Ладоги грузовик ЗИС-5 отреставрируют и передадут музею в Кобоне
Грузовик-трехтонник ЗИС-5, который использовался во время Великой Отечественной войны на Дороге жизни по льду Ладоги, поднят со дна озера. Подробнее расскажет Павел Архипкин.

Солнце, безветренная погода — идеальные условия для работы на Ладожском озере. Вблизи деревни Кобона со дна поднимают грузовик времен Великой Отечественной войны ЗИС-5.

На нем, как и на знаменитых «полуторках», по Дороге жизни перевозили грузы. Несмотря на то, что до этого пробные погружения были – определяли, насколько автомобиль врос в песок, — контрольный осмотр обязателен. Проверяют все крепления, цельность рамы. Все-таки озеро скрывало «трехтонку» больше 70-ти лет.

Алексей Мяттик, водолаз-дайвер: «Видимость очень плохая у этой машины. Бывает получше. Работали на ощупь».

Все готово. Лебедка натягивается. И сантиметр за сантиметром с глубины в 5 метров над поверхностью озера показывается блокадный грузовик. За процессом наблюдает губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области: «Машина уникальна тем, что это ЗИС-5. Их было не очень много в процентом отношении к «полуторкам», которые работали на Дороге жизни. Машина хороша тем, что брала в 2,5 раза больше груза, чем «полуторка», то есть одна такая машина заменяла две с половиной «полуторки».

На первый взгляд кажется, что от грузовика мало что осталось. Но команда энтузиастов под руководством Сергея Маркова даже после беглого осмотра уверяет в обратном.

Сергей Марков, директор частного музея «Дорога жизни. Кобоно-Кареджский порт»: «Машина в отличном состоянии. Она готова к реставрации. Здесь есть контуры кабины, контур кузова, двигатель, аккумулятор. Все составные части автомобиля в принципе на месте. Может не хватать будет каких-то деталей после осмотра, но такие машины под водой еще есть, поэтому с запчастями проблем не будет».

Начинается буксировка. Вся конструкция в сопровождении лодки и катера направляется к берегу. За это время можно разглядеть еще больше уцелевших деталей.

Павел Архипкин, корреспондент: «Это ЗИС, пролежавший на дне Ладожского озера. Сохранился очень хорошо. У него целая резина. Здесь бардачок, он находился под сиденьем. Внутри — заржавевшие инструменты. А в задней части запасное колесо, трос и ремкомплект».

Машина у берега. А в мастерской Сергей Марков уже не без гордости показывает ГАЗ-АА. Его достали в прошлую экспедицию. Затем долго сидели в архивах и даже запрашивали чертежи у Горьковского автомобильного завода. И теперь, чтобы привести «полуторку» в идеальное состояние, осталось совсем немного. Часть деталей оригинальные, например, педали, другие — подняли со дна. А вот двигатель — с музейного экспоната. Железное сердце вновь вдохнет жизнь в исторический грузовик.

Сергей Марков, директор частного музея «Дорога жизни. Кобоно-Кареджский порт»: «Она будет ездить здесь по Кобоне, встречать экскурсантов и катать от этого музея к тому музею, от того сюда. Достаточно большое количество планов. Мы поняли, что эта тема интересная, ей очень хочется заниматься».

«Полуторка» поедет, а «трехтонка» (ее еще называют «Захар Иванович») по просьбе главы 47-го региона будет отреставрирована и передана музею в Кобоне, где займет одно из центральных мест экспозиции.