Город готовит новые площадки для европейской биеннале современного искусства «Манифеста»

27 мая  08:15 Культура

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Город готовит новые площадки для европейской биеннале современного искусства «Манифеста»
Город готовит новые площадки для европейской биеннале современного искусства «Манифеста»

Официальное открытие третьего по значимости европейского фестиваля современного искусства состоится 28 июня. Основная экспозиция разместится в Главном штабе Эрмитажа, параллельная программа — на сорока площадках города. Мария Марченко одной из первых увидела, в каких интерьерах покажут инсталляции.

Кирпичная кладка времен Анны Иоанновны, советские люстры, кумачовые занавески — кажется, время здесь остановилось. Долгие годы Академия тыла и транспорта была закрыта для всех, кроме студентов и преподавателей. Все-таки военный объект. После переезда вуза, широкую публику пустят сюда впервые и совсем ненадолго. Пока идет «Манифеста».

Мария Марченко, корреспондент: «На этой площадке объединится искусство сразу трех эпох: современное, первой половины XVIII века, когда здание было построено, и советского периода, когда здесь была Академия тыла и транспорта. Вот эта картина, которая изображает первый съезд РСДРП, тоже станет частью артпространства».

История тут повсюду. На полотне именно этот актовый зал. В 1917-м Ленин здесь заявил «о готовности большевистской партии взять власть в свои руки». Теперь власть у нового искусства. Забытые портреты советских генералов пылятся в подсобке, бюст Маркса сиротливо бросили на сцене. Все это — не просто осколки навсегда ушедшей эпохи, а идеальные декорации для современных проектов.

Николай Молок, координатор параллельной программы биеннале: «Здесь будет инсталляция Ивана Плюща. Советская ковровая дорожка пойдет от входа сюда, наверх, на сцену и завершится бантом. Это означает невозможность пройти по советской ковровой дорожке в 2014 году».

Европейская биеннале искусства «Манифеста» — проект кочующий, чтобы не было коррупции. Каждый год — в новом городе. В Петербурге впервые и с размахом: сорок площадок, шестьсот участников, в том числе британец Джереми Деллер, лауреат премии Тернера за фильм о родном городе президента США Джорджа Буша в штате Техас. 

Правда организаторы опасаются, как бы атмосфера места не затмила искусство. Обживать невыставочное пространство — всегда риск.

Анастасия Скворцова, координатор проекта Generation START: «Это вызов для художника. Чтобы художник сделал такой проект, который бы не затерялся. Нужен баланс между искусством и местом».

Судя по восхищенному свисту, он конкуренции с местом не боится. Художник Евгений Дедов уже присмотрел комнату для своих картин.

Евгений Дедов, художник: «Вот тут мне нравится. Тут очень личное пространство из-за бытовых предметов. Художники могут заставить зрителя поразмышлять».

Максим Свищев пока только готовит медиапроект для фестиваля. Созданное им видео, крутили на вручении премии имени Курехина, на выставках в Берлине, Сан-Паулу, Токио. Главный принцип — красиво и концептуально.

Максим Свищев, медиахудожник: «Это животные, которых атакуют насекомые. Я хотел сказать, что люди больше не похожи на животных, а на насекомых. Их много и они не воспринимаются как индивидуумы, а только как масса». 

Большие надежды организаторы возлагают на арт-деятелей из регионов. Их творения самобыты и неожиданны. Так что на биеннале вполне может произойти революция в искусстве. Все-таки место обязывает.