Маэстро Додин встретил 70-й день рождения на гастролях МДТ во Франции

14 мая  08:28 Культура

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Маэстро Додин встретил 70 юбилей на гастролях МДТ во Франции
Сегодня великий театральный режиссёр Лев Додин отмечает юбилей. Маэстро исполнилось семьдесят. Труппа под его руководством давно любима во всём мире. Вот и сегодня Додин встречает круглую дату вдали от дома. У Малого драматического театра гастроли во Франции.

К юбилею мастера сегодня приурочили фестиваль в городе Бобиньи. С юбилеем его уже поздравил Георгий Полтавченко. Вокруг режиссёра много мифов и легенд: про особую атмосферу во время репетиций, его работу с артистами и подготовку к спектаклям. Татьяна Баженова накануне гастролей МДТ встретилась с труппой.

В его театре все подчинено строгим традициям: перед спектаклем обязательна речевая разминка, перед гастролями — собрание труппы. И в МДТ это мелочами не считают. 

Лев Додин давно создал свое, отдельное, театральное государство. Кстати, с европейским именем. Первым в России Малый драматический получил звание «Театра Европы». 

Грандиозные постановки, множество наград и звездный актерский состав — всё это считают заслугой исключительно Додина. При этом назвать его режим авторитарным не решается никто.

Данила Козловский, актер МДТ: «Так как я из этого дома, из этого государства. Для меня он такой — единственный возможный. В нем столько же демократии, сколько и требовательности. Это ни в коем случае не авторитарный режим, нет. Потому что у меня есть параллельная жизнь, помимо театра, она бы не была возможна при авторитарном режиме. При этом это очень требовательный режим. Чтобы ты работал и делал по-максимуму».

О нем говорят не просто хорошо, а с восторгом. Народный артист России воспитал не одно поколение актеров, причем после всех брал работать в свой театр. Последний набор 2003 года называли долгожданным. На курс, а потом и на большую сцену попали Уршула Малка, Данила Козловский и Елизавета Боярская. 

Елизавета Боярская, актриса МДТ: «Я очень хорошо помню второй тур. Тогда первый раз пришел Лев Абрамович, и меня мучили сполна. Думаю, что это связано с тем, что знали, из какой я семьи, предполагалось, что у меня есть некая подготовка, что меня чему-то учили. А хотели добиться того, чтобы я показала себя. Хотя потом мы уже выяснили, что я сама готовилась, мне было принципиально самой попробовать».

Карьера Додина начиналась в ленинградском ТЮЗе, но уже в 1970-х молодой режиссер пришел в МДТ. Руководство Малым драматическим ему поручили только в 1989 году. За 25 лет на его счету десятки постановок.

Один из методов режиссера — глубокое погружение в атмосферу произведения — хоть и не считается уникальным, но в Театре Европы принципиален. Труппа Додина не раз путешествовала по России и за рубежом — чтобы посмотреть, как живут те или иные герои будущего спектакля. Так было с постановкой «Жизнь и судьба» по Гроссману: актеры побывали в Норильске и Освенциме. Из недавних выездов — Германия. Там смотрели и снимали на камеру вишневые сады, чтобы проникнуться чеховской пьесой. 

Петр Семак, актер МДТ: «У Льва Абрамовича планета такая — если планета посередине, он близко-близко к Солнцу, потом она улетает, эта планета, становится холодной, ледяной, потом опять возвращается. Лев Абрамович — это планета, у которой зашкаливает траектория». 

В канун своего юбилея он весь в работе — у труппы гастроли во Франции. Впрочем, не важно, в какой стране или каком городе — Додин трудится всегда. Так много, что коллеги даже рекомендуют спустить обороты.

Яков Гордин, историк: «Я бы пожелал ему немного изменить темп. Жить с такой интенсивностью, с которой он живет, отдавая себя и свою жену Таню театру, почти невозможно. Кажется, он даже больше возможного отдает. В историю русского театра и культуры Додин войдет как режиссер, который схватывает суть времени и суть исторического момента. Советовать ему я бы не стал. Пусть разбирается сам. Он уже взрослый!»