Кинорежиссер Юрий Мамин: «Возможно, благодаря “Авроре” я и стал кинематографистом»

27 декабря  16:09 Культура

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Кинорежиссер Юрий Мамин: «Возможно, благодаря “Авроре” я и стал кинематографистом»
Кинотеатр «Аврора» отмечает юбилей. 100 лет назад зрители пришли в «Большой театр световых картин «Пикадилли» - так он тогда назывался – посмотреть «Бездну женской души» - первый фильм в афише.

Сейчас это уже не просто кинотеатр. Для многих — место историческое, а для кого-то и определившее судьбу, убедилась Ксения Ерёменко.

Впервые в «Аврору» Алексей пришёл на «Неуловимых мстителей» в 10 лет и буквально поселился на пятом ряду. С друзьями не пропускали премьеры, картины смотрели не раз. 

Алексей Ерофеев, член правления союза краеведов Санкт-Петербурга: «Приходишь — мороженое, буфет и газетки можно полистать. «Аврору» мы, конечно, очень любили. Даже когда мы переехали на Гражданский проспект, мы часто приезжали на Невский и смотрели, что идёт именно в «Авроре». Не потому, что первая по алфавиту, а потому что «Аврору» все очень любили» 

«27 декабря 1913 напротив Аничкова дворца состоится открытие “Пикадилли”» — пестрили газеты. Так сначала называлась «Аврора». 800 мест! Даже французский новейший кинотеатр компании «Гомон» был рассчитан только на 380 зрителей. 

Первая картина, которую увидели в «Пикадилли», была посвящена прекрасной половине человечества. Драму режиссёра Евгения Бауэра «Бездна женской души» зритель мог смотреть целый день с часа дня до одиннадцати с половиной вечера. Героев понимали без слов. 

Ксения Ерёменко, корреспондент: «Диалоги и саундтреки заменяло живое музыкальное сопровождение. В зале в эпоху «великого немого» работал тапёром сам Дмитрий Шостакович. Позже на сеансах начнёт играть целый симфонический оркестр под руководством дирижёра и композитора Сергея Бершадского. Вот и получалось: пришёл на спектакль, а заодно послушал концерт. Очень удобно». 

Только почти через 20 лет французское название «Пикадилли» заменят на революционное «Аврора». Как и легендарный красный крейсер, кинотеатр пережил вместе с ленинградцами блокаду и годы войны. 

Людмила Григорьева, директор кинотеатра «Аврора»: «В 1913 году мы открылись и работаем по сей день. Только в марте 1942-го, когда выключили свет в Санкт-Петербурге, мы закрылись. А так кинотеатр всегда работал. Даже во время бомбёжки зрители укрывались в бомбоубежищах, но потом возвращались, и зрителей было очень много». 

Не было ни одной громкой картины, которая бы прошла мимо кинотеатра на Невском. Весь Голливуд 30-40-х, уже в послевоенное десятилетие, посмотрели в «Авроре». Здесь шли премьеры Рязанова, Кончаловского, Михалкова. А в декабре прошлого года зрителя пригласили на картину «Я тоже хочу». Алексей Балабанов хотел, чтобы историю о поиске Колокольни Счастья увидели именно здесь. 

В 2009 «Аврора» сама стала героем фильма «Не думай про белых обезьян» Юрия Мамина. Дворик превратили в съёмочный павильон, главные события картины разворачивались внутри кинотеатра. 

Юрий Мамин, кинорежиссёр: «Место таких званых вечеров, истеблишмента, высокого статуса. Таким местом для нас и была «Аврора». В «Авроре» шли лучшие картины, так всегда и было». 

Фильм получил несколько наград на различных международных кинофестивалях. Но кинотеатр сыграл в жизни режиссёра куда более судьбоносную роль. 

Юрий Мамин, кинорежиссёр: «Моя тётя работала там билетёром, стояла, отрывала билетики. И я мог смотреть все фильмы, благодаря этому, может быть, я и стал кинематографистом. И я знал всех актеров, все имена». 

У афиши редко встретишь молодёжь, в основном, проверенный годами — зритель. 

Тамара Любич, жительница Петербурга: «Мы очень давно сюда ходим, привыкли к этому кинотеатру и не очень часто бываем в других. Но мне в тех не нравится, а здесь — привычно».

В свой 100-летний юбилей именинник отдыхает. Но подарки для своих зрителей приготовил — билеты на субботние сеансы продавались по сниженной цене.