Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
По характерным приметам петровского барокко и воссоздавали статуи, которые в 17 веке украшали крышу дворца Меншикова. Точных деталей не знает никто. У художника была всего одна зацепка — старинная гравюра — работы Алексея Зубова. Васильевский остров. Пленные шведские корабли входят в Неву после победы русских войск при Гангуте. Хорошо прорисован дворец генерал-губернатора, и шесть фигур на крыше.
Виктор Ларионов, скульптор: «Я думаю, фигуры были вырезаны из сосны, и пропитаны горячей олифой или даже их утопили в ней».
Статуи вернулись на крышу, но всего на один день, и еще они из гипса — это макеты. Едва альпинисты приступили к сборке, стали появляться сколы. Материал очень хрупкий. Чтобы сравнительно легкие фигуры не унесло ветром, их закрепили стальными штырями. Вся трудоемкая операция по установке двухметровых статуй — творческий эксперимент.
Виктор Ларионов, скульптор: «Там же очень много всего. Например, маски головы надо выворачивать на зрителя, учитывать перспективу. В мастерской этого не увидишь, хоть я и ползал там под ней, а на месте увижу и если что, подправлю».
В самом пышном по декору дворце Петербурга жил Меншиков, но царь пользовался особняком как собственной резиденцией. И фигуры на аттике именно в угоду Петру, считают ученые.
Анна Мельник, корреспондент: «Каждая фигура — это аллегория. Нептун означает морские победы Петра Первого. Благоразумие — мудрую и взвешенную политику царя. Милосердие — гуманное отношение к подданным. Ну, а Церера и Бахус символизируют радости жизни и богатство».
Внушительные комплименты царю исчезли, когда во дворце разместился кадетский корпус. Тогда перестроили крышу и переделали фасад. Исследователи предлагали вернуть барочные излишества еще с 80-х. В год трехсотлетия Петербурга, восстановили вазы и короны. Со статуями пока непонятно. Еще не решено, из чего их делать, из дерева или бронзы.
Владимир Мещеряков, заведующий отделом государственного Эрмитажа «Дворец Меншикова»: «Будет или не будет этот зрительный ряд, не факт. Но если бы был, то фасад имел бы законченный вид, мы бы замкнули пространство».*
Как показала примерка, старинному зданию украшения к лицу. Прохожие сразу заметили перемену. Но тем, кто все затеял, придется запастись терпением — спешка в таком деликатном деле, как изменение архитектурного облика, неуместна.
Корреспондент: Анна Мельник