Четырехмачтовый парусник «Седов» готовится к плановому ремонту на Кронштадтском Морском заводе. Легендарный барк с командой из более чем 100 курсантов покинул Мурманск в начале сентября и уже в середине прошлого месяца завершил свою навигацию у берегов острова Котлин.
«Седов» словно сошёл со страниц приключенческих романов Жюля Верна. Четырёхмачтовый парусник с бронзовой фурнитурой и стилизованной внутренней отделкой из массива. Неудивительно, что петербуржцы неравнодушно приняли новость о заходе корабля в Кронштадтский Морской завод. Базируется «Седов» в Калининграде и обычно там проходит ремонт. Для предстоящего обновления пригласили лучших корабельных мастеров. В том числе ветеранов предприятия, которые воссоздавали барк ещё в советское время.
«Это живой памятник техники, который используется до сих пор. Поверьте, корабли, которым более ста лет, и которые до сих пор ходят в море – их можно на пальцах одной руки пересчитать. И что самое главное, он практически в неизменном виде, он был построен в 1921 году. Снаружи минимальные изменения», – отметил капитан учебного парусного судна «Седов» Виктор Николин.
Корпус в прекрасном состоянии. При должном обслуживании парусник прослужит ещё век-другой. А значит, школу жизни пройдут многие поколения мореплавателей. Для курсантов профильных российских вузов «Седов» – синоним первого путешествия. Учебные рейсы обычно длятся пару месяцев. Юные моряки и морячки пробуют на вкус свободу от родительской опеки, знакомятся с дальними странами и с работой в команде.
«Мне безумно понравилось здесь находиться. Эти два месяца пролетели просто как неделя. Первые две недели ужасно тянулись, мы были в смятении, в растерянности – как, что, ты не привык к распорядку, не привык слышать команды. Нужно всегда быть везде вовремя, нужно быть по форме. Общая жизнь, когда ты знакомишься и общаешься с людьми. Вы становитесь близкими друзьями. С девочками по кубрику мы очень сдружились», – отметила курсант Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И. Месяцева Александра Воробьева.
Жизнь на корабле так увлекает, что некоторые остаются на нём после выпуска. А потом с теплотой вспоминают, с чего всё начиналось.
«Как ни странно, интереснее всего были вахты. Несколько курсантов выделяются на помощь на кухню, в столовую, ещё куда-то. И это всегда что-то интересное, вы всегда что-то придумываете. Вообще, честно, это как детский лагерь, просто под парусами. Мы с ребятами, с которыми вместе учимся, с гитарами, нас всех загружают на пароход, и мы везде придумываем как себя развеселить», – рассказала второй помощник капитана парусного учебного судна «Седов» Елена Мусина.
На «Седове» курсантам доступны уникальные по меркам современных мореманов аттракционы. Например, укатать нижний парус можно только совместными силами — его вес около полутонны. А ещё штурвал на корабле под открытым небом и со своим характером.
Это первый в мире парусник, который сразу построили с дизельным двигателем. Штурвал управляется без электрики и гидравлики. И сегодня это единственный корабль такого масштаба, 117 метров в длину, на котором ещё можно попробовать ту самую старую систему. Обычно штурвал крутят сразу четыре человека.
Ближайшую зиму «Седов» простоит у причала. Его готовят к заходу в док. Там предстоит быстрый плановый ремонт. Корабелы измерят толщины корпуса, зазоры гребного вала, проверят якорные цепи, окрасят борт и днище, чтобы оно не зарастало и парусник не терял скорость. Сравнительно недавно в 2009-м году на «Седове» заменили двигатель. С тех пор он наработал всего 15 тысяч часов — пустяки. Весной новенький и бодрый корабль отправится в плавание. По местам воинской славы на Балтике, где в годы Великой Отечественной барк уничтожал вражескую авиацию, а потом в Атлантику. Покорять сердца начинающих путешественников.