Совсем не о спокойной корабельной старости мечтает корабль-трудяга с атомным сердцем – лихтеровоз «Севморпуть». У него за плечами тоже 30 лет службы, но пока он востребован и не только как надежный перевозчик грузов, но и как платформа для научных исследований.

«Севморупуть» сейчас в Петербурге, со дня на день готов взять курс на Арктику. И еще одна не сторонняя для нашего города новость этой недели – в Северном Ледовитом океане приступила к работе дрейфующая полярная станция «Северный полюс» – детище петербургских корабелов. Она начинает новейшую историю российских арктических экспедиций, прерванных на годы. Сказать, что Петербург – это стартовая точка пути к Северному полюсу, уже не кажется преувеличением.

К берегам Петербурга по пути в Арктику причалило единственное в России ледокольно-траснпортное судно с ядерно-энергетической установкой лихтеровоз «Севморпуть». Далее курс на Камчатку. Одна из приоритетных задач – изучение акватории северного морского пути. Лихтеровоз «Севморпуть» – ветеран Арктики. 34 года он бороздит ледовые пространства северных и дальневосточных морей. За годы работы перевезено более 3 миллионов тонн груза. Чтобы выдержать такие нагрузки, судно снабдили атомным сердцем и 40 тысячью лошадиных сил.

«Маршрут охватывает три океана, Северная Атлантика после того как мы выйдем с Балтики, Моря Северного Ледовитого океана и Тихий океан», – рассказал капитан «Севморпути» Сергей Бралгин.

Путешествие на край света – не просто увлекательная поездка, это важный научный труд. На борту «Севморпути» помимо основного экипажа двое научных сотрудников из Центра морских исследований МГУ. Зоологи будут наблюдать как за морскими млекопитающими – опишут их возраст, поведение, так и за арктическими птицами – проведут учет сроков миграции и оценят их численность в каждом из морей.

«На акватории России, в том числе Северного морского пути, обитает морж. В России обитают все три вида моржа. В том числе два краснокнижных, это очень редкие, охраняемые и, естественно, они очень важны для нас. Соответственно, где мы проходим, мы смотрим, если здесь есть какое-то скопление, значит это важное место – мы должны его обходить», – рассказала специалист по морским млекопитающим и орнитофауне ЦМИ МГУ им. М. В. Ломоносова Ольга Адищева.

Места особого интереса экспедиции – архипелаги Новая и Северная земли – ореол обитания редких видов Северных млекопитающих. Большая научная работа на пути следования грузового судна предстоит и у океанолога. Он то как раз и отвечает за экологический мониторинг северных вод. Работы помогут дополнить недостающие данные о фауне морских акваторий российской Арктики и состоянии морской воды в осенне-зимний период.

«В данный момент на судне установлен датчик температуры. Его особенность в том, что он может осуществлять непрерывные измерения. Он установлен непосредственно в проточной системе судна. Через систему поступает забортная вода и, соответственно, датчик измеряет температуру этой воды. Его особенность заключается в том, что для измерения температуры воды, в отличии от классических научных исследований, нет необходимости выполнять остановку судна», – объяснил океанолог ЦМИ МГУ им. М. В. Ломоносова Владимир Рогожин.

Экологический мониторинг – это работа не только одной экспедиции. Для получения достоверных данных о местах обитания редких видов животных необходимы системные исследования.

«Накопление базы данных нам позволит как раз в многолетнем периоде и в течение нескольких сезонов внутри года понять распределение и то, как судоходство и его активное развитие влияет на места обитания животных. Впоследствии, безусловно, будут научные статьи. Результаты будут опубликованы технические отчеты», – отметил руководитель проекта по развитию системы экологического мониторинга на СМП Центр морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова Владислав Калениченко.

Между тем плавучая лаборатория, ледостойкая платформа «Северный полюс» уже начала дрейф в Ледовитом океане. Судно пришвартовано к кромке громадной льдины площадью около 42 квадратных километров. Это для сравнения приблизительно, как шесть футбольных полей. Ученые развернули первые мобильные пункты научных лабораторий и отработали передачу данных на «большую землю». Со льда ушла первая метеосводка.

«Некоторые исследования требуют гораздо большего удаления. Например геофизические магниты должны быть несколько километров от судна, чтобы не чувствовалось влияние металлического. Плюс ищем достаточно большую льдину, в рамках этой льдины ведем поиск, где можно организовать ледовый аэродром для весенней смены экипажа и экспедиции», – пояснил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

По программе экологического мониторинга, разработанного Центром морских исследований МГУ, комплексные исследовательские работы сейчас проходят на 50 станциях акватории Северного морского пути. На каждой из них специалисты отбирают пробы воды, атмосферного воздуха и донных отложений. Проводят учет морских млекопитающих, а также ведут наблюдение за поверхностью моря. Окончание работ обеих экспедиций позволит дать реальную оценку экологической обстановке не только на пути следования ледоколов, но и на всем крайнем Севере.