На этой неделе вновь вспомнили о Янтарной комнате. На дне Балтики водолазы обнаружили очередные обломки немецкого крейсера времен второй мировой. И уже традиционное предположение, что в его трюмах может находиться царскосельский шедевр, поиски которого ведут уже несколько десятилетий.

Но так оптимистично рассуждают не все специалисты. Реликвию «почти находили» неоднократно, и каждый раз предположения поисковиков так и оставались только предположениями.

Особое отношение к подобным сообщениям у петербургских реставраторов, которые восстанавливали жемчужину летней резиденции российских императоров в Царском Селе. Многие из них посвятили этому большую часть своей жизни. 

Для них сравнить прусский подлинник с ленинградским реставрационным шедевром было бы крайне важно. Ведь мы сделали не хуже. В этом они признались корреспонденту телеканала «Санкт-Петербург» Артему Шарипову.

Четверть века через обыкновенный микроскоп на Балтийский янтарь смотрел реставратор Александр Крылов. Работа была ювелирной, и многие детали без увеличительных стекол было просто невозможно создать. А таких в янтарной комнате были тысячи. 

АЛЕКСАНДР КРЫЛОВ,заслуженный художник России, художник-реставратор высшей категории: 
«Когда поставили последнею панель, там были стыки, и мне сказали ,чтобы я поставил последний камень: ты начинал, ты заканчивай». 

Судьбоносное решение для воссоздания облика тоже приняли благодаря Александру Крылову. Он был одним из тех, кто настоял на окислении материала. Иначе комната осталась бы без своего блеска. 

— Вот он такого цвета, цвета квашенной капусты.  

И потому его надо было сначала окислить, а потом еще и покрасить. 

АЛЕКСАНДР КРЫЛОВ,заслуженный художник России, художник-реставратор высшей категории:
«Колорирование органическими веществами». 

— Она смонтирована первой и отличается по цвету.  

Она намного светлее остальных, ведь для реставраторов она была, можно сказать, экспериментальной. Покрасив ее, поставив, посмотрев со всех сторон, решили делать комнату темнее. 

Но недочетом назвать панель нельзя. Все-таки эта была первая работа мастеров, а фотографии, по которым восстанавливаем янтарь, были черно-белыми. Угадать с цветом помогли лишь упавшие еще до Великой Отечественной войны детали, которые хранители смогли сохранить в эвакуации. 

А воплотить стиль борокко оригинальной комнаты удалось благодаря другим работам из коллекции музея-заповедника. 

ТАТЬЯНА СЕРПИНСКАЯ,главный хранитель ГМЗ «Царское село»:
«Есть предметы Альфреда Турау, который в Пруссии работал над созданием этой комнаты, у нас есть первоисточник».

Для воссоздания использовали балтийский янтарь. Самый древний в мире, а, значит, самый ценный. Оригинал в XVII веке собрали как раз из такого. Тогда в Пруссии был мировой янтарный центр. 

Именно ископаемое сделало комнату такой популярной в наше время, в век туризма. К счастью или нет, янтарь любят самая большая армия путешественников — китайцы. 

ПОЛИНА РЫСАКОВА,доцент кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки Восточного факультета СПбГУ:
«Екатерининский дворец был поэтому очень популярен. Там можно было воочию увидеть янтарь. И провести предпродажный подогрев».

Бум популярности случился несмотря на то, что из подлинного в янтарной комнате, то, что к янтарю отношение не имеет — это комод, который неожиданно нашли в конце семидесятых в Западном Берлине. Женщина, случайная хозяйка мебели, как раз смотрела документальный фильм о Царском Селе, когда опознала пропащую ценность. Возможно, телевизор даже стоял именно на комоде, и дама просто перевела взгляд. 

БОРИС ИГДАЛОВ,директор Царскосельской янтарной мастерской:
«Там еще сохранились инвентарный номер, она сказала, ребят, заберите: я не хочу иметь дел, вещь украдена. Оплатите мне только реставрацию. Люди они всегда люди». 

Насколько комната близка к оригиналу, неизвестно, реставраторы и сами бы хотели сравнить, но все прекрасно понимают, что это вряд ли удастся. Все таки янтарная комната погибла… По крайней мере, по официальной версии. 

Считается, из Ленинграда ее вывезли в Кенигсберг, где собрали в замке Тефтонского ордена, и где она сгорела после бомбардировок британской авиации. Но версий о ее судьбе несчетное множество. 

ТАТЬЯНА СЕРПИНСКАЯ,главный хранитель ГМЗ «Царское село»:
«Была выдвинута версия Кучумовым и другими исследователями, что Альфред Роде — специалист по янтарю, разделил янтарную комнату на немецкую часть и русскую, и если бы сохранили ее, то только немецкую».

Вполне возможно, что новая комната получилась если не лучше оригинала, то точно не хуже. По крайне мере, копии флорентийских мозаик точно удались. Реставраторы ездили в Италию по так называемому синему паспорту учиться ремеслу в древней мастерской Пьетро Дуро, а потом случилось Потсдамское чудо — нашли оригинальное произведение «Обоняние и осязание», которое сейчас как отдельное произведение искусства висит в агатовых комнатах. 

БОРИС ИГДАЛОВ,директор Царскосельской янтарной мастерской:
«Мы усилились этим моментом. Вопросы о создании, о правильности и неправильности, многие отпали. Стало очевидно, что мы держим путь в правильном направлении, мы не хуже». 

Сходства, как видно, реставраторы добивались кропотливой работой. И для многих из них это восстановление стало делом всей своей жизни. Они закончили колдовать над ней в 2003 году, всего семнадцать лет назад. 

Может, пройдет еще столько же, и потом никто и не вспомнит, что была Янтарная комната, которая погибла в Великую Отечественную войну, а будет в памяти только эта. Которую восстановили лучшие мастера Ленинградской школы реставраторов. 

— Я всегда говорил без всяких сомнений, что она лучше.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»