Знаменитый «дедушка» петербургского трамвая - ледовый - отметил свой день рождения.

Ровно 120 лет назад в городе заработала необычная сезонная переправа: по замерзшей Неве стали курсировать вагоны на электрической тяге. Рельсы и шпалы тогда клали прямо на лед, а питание вагоны получали от протянутых через реку проводов. До сегодняшнего дня сохранились только уникальные чертежи и фотографии такого трамвая. Их представили на новой выставке в музее «Горэлектротранса». Помимо технических рисунков и схем маршрутов там создали уменьшенный макет раритетного транспорта.

Кирилл Нюквист, директор Музея городского электрического транспорта: «Лед выдерживал вес вагона. В вагон вмещалось 20 человек. Еще электродвигатель. Конструкция небольшая, это был обычный коночный вагон, переоборудованный под электрическую тягу. Там был свой водитель, который работал в достаточно суровых условиях — площадка была открытая. Имелись тормоза, то есть все как у обычного трамвая».

Ледовый трамвай сразу полюбился петербуржцам. Двигался он довольно быстро – со скоростью около 20 километров в час. Билет стоил недорого — всего три копейки, в то время как средняя зарплата работников фабрик и заводов была около 15 рублей в месяц. Ходили выгоны вплоть до зимы 1911 года: с пуском сухопутного собрата рентабельность электрической переправы стала снижаться, а постепенно и вовсе сошла на нет.