Генплан — главный документ, определяющий будущее развитие города. И Петербург в этом плане уникален. Благодаря Петру I, французскому архитектору Жану-Батисту Леблону и итальянцу со швейцарскими корнями Доменико Трезини в Северной столице дольше всех в России существует официальный проект планирования.

Но вместе с тем генплан можно смело назвать «костюмом на вырост». Ибо распоряжались им на протяжении всей истории достаточно вольно. Первые авторы организовали центр на Васильевском острове. Город предложили обнести крепостной стеной и каналами. Но план так и остался на бумаге, хотя и задал вектор развития всего Петербурга.

За один только XX век план пересматривался аж четыре раза. Сначала из-за войны — в 1948-м Ленинград решили не только восстанавливать, но и переместить центр в сторону Пушкина. А уже 1987-м город решили развернуть на север.

Но если раньше изменения в генплане рассматривали и принимали решение по их поводу исключительно градоначальники и народные избранники, то теперь к разработке документа привлекают и горожан. Общественные слушания проходят регулярно во всех районах города. Как правило, о каждом последующем сообщают в средствах массовой информации.

Действующий Генеральный план Петербурга приняли еще в 2005 году с расчетом до 2015. Однако Георгий Полтавченко заявил, что срок принятия нового документа, скорее всего, перенесут на 2018-й, и он охватит период не до 2035-го, а до 2038 года.