На этой неделе в Петербурге отметили 200-летие входа русских войск в Париж и победы над Наполеоном. В Петербурге также немало памятников победы в войне 1812-го года: Александровская колонна - памятник царю-победителю, Казанский собор и, наконец, уникальное собрание - Военная галерея в Зимнем дворце.

329 генеральских портретов, написанных британским художником Джорджем Доу и его русскими ассистентами. Погибших героев писали, используя более ранние изображения. И все же облик 13-ти генералов навсегда останется неизвестным.О том, как спасли сокровища Оружейной палаты от французов в 1812 году — в материале Алексея Михалева. 

Алексей Михалев, корреспондент: «Казалось бы: всего 342 человека — небольшая отчетная ведомость. И ведь речь не о безвестных солдатах. О боевых генералах! Тем не менее, даже в этой ведомости — 13 неизвестных. 13 зияющих брешей. Войну 1812 года, вообще, порой воспринимают схематично. Бородино-Москва, Березина — Париж. Дескать, все ж очевидно. Но даже в этой, упрощенной схеме, есть множество тайн и малоизвестных фактов».

Один из таких сюжетов — спасение государственных регалий России. Буквально, в последний момент, под самым носом у Наполеона. 4 дня страна не знает о вторжении, живя по законам мирного времени, а французская армия — более 600 тысяч солдат и офицеров — давно форсировала Неман и направляется к Москве. В Кремле, по чистой случайности, проводят опись сокровищ Оружейной палаты. Этой непростой работой руководит опытный государственный деятель Петр Валуев. 

Алла Петухова, заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля: «Без его деятельности, без его усилий Оружейная палата не сохранилась бы. Мы не имели бы то, что имеем сейчас в музее». 

С 1711 года русская армия целый век не знала поражений. Столетнюю череду русских побед под Аустерлицем и Фридландом остановил Наполеон Бонапарт. Все европейские державы, кроме России и Британии, были оккупированы французским императором, либо сами присягнули ему на верность. Великая армия казалась несокрушимой. В Москву с воззванием к своим подданным приезжает государь-император. Из Успенского собора Кремля его едва не выносит на руках ликующая толпа. 

16 июля французы захватывают Витебск и выходят на Смоленскую дорогу, ведущую к Москве. Понимая, что счет пошел на дни, Александр I лично инспектирует Оружейную палату. Скипетр и держава Петра Великого, Шапка Мономаха — святыни дорогие сердцу каждого россиянина, символы монархии и ее тысячелетней истории. Сама мысль о том, что эти символы попадут в руки врага — невыносима. 

Василий Новосёлов, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля: «Что такое, если в руках Наполеона оказываются регалии государства российского? Это национальное унижение и оскорбление».

Губернатор Москвы Федор Ростопчин войны не боится вовсе. Наполеона он обещает уничтожить при помощи гигантского воздушного шара. Валуеву такая беспечность видится преступной. Оружейную палату обрекают на гибель. Наполеон — не только талантливый полководец, но и профессиональный грабитель. Его страсть — растущая коллекция Лувра. 

Алла Петухова, заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля: «Ростопчин решительно заявил, что он не позволит эвакуировать Оружейную палату, пока французы не подойдут к Вязьме. Но и когда они пришли в Вязьму — он всё равно не дал распоряжения».

Валуев теряет терпение и, в нарушение субординации, требует у Ростопчина предоставить ему лошадей, телеги и деньги, для вывоза сокровищницы. Вечером, 22-го августа, 150 подвод в сопровождении конвоя отбывают из Москвы в Коломну. 

Василий Новоселов, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля: «Всего вместе с сотрудниками Оружейной палаты в путь тронулись: 18 сотрудников Оружейной палаты, во главе с Поливановым, 20 солдат инвалидной роты, два унтер-офицера и один офицер. Двигались под прикрытием: легенда была, что перевозится груз с военной амуницией».

27 августа бесценный груз доставили в Коломну, на реке Оке, где его уже дожидались три баржи. Предстоял долгий путь в Нижний Новгород. 

Алла Петухова, заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля: «Есть легенда, что они видели французские разъезды, которые скакали по берегу».

Василий Новоселов, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля: «Отплыли барки от Коломны — и на следующий день там уже перехватывали барки французы».

Стоило Бонапарту въехать в Кремль, как через несколько часов Москва загорелась. 7 дней кромешного ада, в котором навсегда сгинули рукописи «Слова о полку Игореве» и Троицкой летописи. Сожженную Москву французы принялись систематически грабить. Как писал Наполеон «…армия нашла множество богатств разного рода, так как в этом беспорядке все занимаются грабежом». Солдаты Молодой гвардии посетили «захоронения царей» в московском Кремле. 15 сентября их сменили солдаты Старой гвардии. 

Елена Гагарина, генеральный директор Государственных Музеев Московского Кремля: «Французы искали государственные регалии. Но благодаря самоотверженным действиям сотрудников Оружейной палаты, ни один экспонат музея не попал им в руки». 

Менее чем два года спустя, русские войска, в составе войск антинаполеоновской коалиции, вошли в Париж. Казаки атамана Платова на Елисейских полях. Вплоть до 1818 года остается во Франции русский оккупационный корпус. Ни мести победителей за разграбленную Москву, ни актов насилия и вандализма отмечено не было. Благополучно вернулась из Нижнего Новгорода в Москву Оружейная палата. 

Елена Гагарина, генеральный директор Государственных Музеев Московского Кремля: «Опыта эвакуации предметов искусства в ту пору не существовало. Необходимо было очень быстро принять решение. Всё было в идеальном виде эвакуировано и затем возвращено обратно».

Едва завершив свою миссию, 4 июня 1814 года, 73 лет от роду, Пётр Валуев умер. Его подчиненные на руках пронесли гроб с телом в Новодевичий монастырь, на кладбище которого его и похоронили. С уходом Валуева дело всей его жизни не оборвалось. Сокровищница переедет в новое здание, построенное Константином Тоном. Во время Великой Отечественной войны переживет вторую в своей истории эвакуацию — на Урал. Собрав в своих залах уникальные произведения русских серебряников, памятники оружейного мастерства, редчайшую коллекцию старинных экипажей, образцы древнерусской одежды, государственные регалии и военные награды, оружейная палата вошла в число самых известных музеев мира. 

Алексей Михалев, корреспондент: «Всё это было бы невозможно, если бы в августе 1812-го года, усилиями небольшой группы людей не была бы проведена уникальная спецоперация. В ту пору — совершенно неприметное событие на фоне чудовищной войны». 

Полный вариант документального фильма Алексея Михалёва «Кремль-1812.Спасенные сокровища» смотрите в 26 апреля в 20:30 на телеканале «Санкт-Петербург».