Принципиально новый тип троллейбусов начали испытывать в Петербурге. Машины способны проезжать без подсоединения к контактной сети до 50 километров. Тем временем активисты движения «За красивый Петербург» бьют тревогу.

По их мнению, настало время что-то делать с проводами, которые буквально опутали город. Активисты, кстати, провели опрос среди горожан: 70 процентов респондентов высказались против нависшей над городом черной паутины и считают, что от них надо избавляться. В Законодательном собрании Петербурга также понимают эту проблему и готовят изменения к правилам благоустройства города. По проекту, кабельные сети должны будут снабдить метками, которые позволят установить собственника. Провода распутывал Алексей Жуков.

Избавление города от проводной паутины активисты движения за красивый Петербург предлагают начать с масштабной инвентаризации. По их подсчетам, больше половины кабелей, нависших над Петербургом — бесхозные и остались от давно закрытых организаций. Все остальное можно закопать, последовав лучшим мировым примерам. 

Красимир Врански, основатель движения «Красивый Петербург»: «Париж, Мадрид, Тенерифе — все спрятано под землей. У нас тоже прорыто, но, к сожалению, один только собственник вот этих канализаций. И еще, когда кабели вдоль фасадов идут, их нужно закрыть в какую-нибудь коробочку и покрасить в цвет фасада, а не так, что светлый фасад и черные кабеля торчат во все стороны».
 
Комфортно в таком засилье проводов себя мог бы почувствовать разве что Человек-Паук. И, глядя в Петербургское небо, спокойно можно предположить, что один у нас уже завелся. В отличие от супергероя профессиональные операторы и фотографы черной паутиной в небе давно недовольны. Для создания открыточных видов, которыми так славится Северная столица, часами приходится сидеть в «Фотошопе», очищая перспективу. Но есть авторы, которым даже нравится хитросплетения оптоволокна. 

Максим Дынников, фотограф: «С точки зрения открыточных видов, ну да, они мешают, но фотограф найдет место и точку, с которой вид будет приличным, а провода позволяют сделать еще одну картинку – неформальную». 

Максим Дынников не раз обращался к разрезанному на квадраты небу, чтобы запечатлеть другой Петербург. Так родилась целая серия весьма образных фотографий. Убрать можно было бы телевизионные, радио и интернет провода, переведя все на беспроводные технологии. Но, по мнению специалистов, это может серьезно отразиться на качестве. 

Валерий Коротаев, декан факультета оптико-информационных систем и технологий СПбГУ ИТМО: «Передача по радиоканалам, конечно, возможна, но те же самые проблемы: стоимость и качество. Допустим, если говорить о оптических системах, они обеспечивают очень высокое качество передачи, большие объемы передачи информации».

Есть в городе и провода, от которых так просто нельзя избавиться. Например те, на которые крепят дорожные знаки. Или линии электропередачи трамваев и троллейбусов. Решить эту проблему мог бы Никола Тесла, да только передавать электричество по воздуху так и не научились. Вместо этого с 2016 для центра Петербурга, возможно, начнут закупать электроавтобусы. Им провода не понадобятся. 

Алексей Жуков, корреспондент* «Черных проводов над Петербургом стало так много, что даже укротители коней на Аничковом мосту теперь больше напоминают героев, которые стремятся освободить животных. А само хитросплетение кабелей уже скорее не паутина, а Гордиев узел, который надо не распутывать, а рубить».